вторник, 31 августа 2010 г.

Необыкновенная Камчатка 2010

А начиналось всё в уже далёком декабре 2009 года. Именно тогда автор блога серьёзно задумался: а не настала ли пора ли осуществить давнюю мечту и съездить предстоящим летом на Камчатку!? Этой "сумасбродной" идеей удалось заразить ещё четверых моих друзей, и уже через месяц мы окончательно решились: едем! Оставалось только выбрать куда именно и как - путёвок с all inclusive явно не предусматривалось. Как ни странно, но в результате бурных и продолжительных обсуждений было решено остановиться на одном из самых сложных из найденных вариантов: пешем автономном маршруте на 18 дней (при этом надо учитывать, что никто в настоящие походы раньше никогда не ходил). Конечно, тогда мы ещё не догадывались, как сильно угадали с выбором...
Оставшиеся полгода прошли в закупках необходимого походного снаряжения: начиная от спальников, одежды и обуви и заканчивая десятком других мелочей, а также в дискуссиях с "камчаткоскептиками". Судя по многочисленным отчетам в интернете, сам факт того, что человек собрался на Камчатку, зачастую вызывает, так скажем, "неоднозначную" оценку друзей и знакомых. Нас тоже не минула сия участь: тема предстоящей поездки периодически всплывала в разговорах, иногда даже чувствовалось мысленное покручивание пальцем у виска со стороны собеседников :) Но время показало, кто из нас в итоге оказался прав...

Начало

Наконец-то наступил долгожданный день 26 июля. Утренний поезд "Буревестник-1" Нижний Новгород - Москва, метро, Аэроэкспресс до Шереметьево D, самолет Москва - Петропавловск-Камчатский. И вот, незаметно пролетев через ночь, мы вышли из здания аэропорта, где нас уже ждали Дмитрий Петровский и оставшиеся участники группы Юля, Лена и Сергей, прилетевшие несколькими днями ранее. И сразу же попали с корабля на бал: переехали на машине на вертолетный аэродром, откуда после проверки билетов (да, самых настоящих билетов на вертолет) и стартовало путешествие. Примерно через 45 минут вертолет  "Камчатских авиалиний" приземлился во всемирно известной Долине Гейзеров, где у нас состоялась полуторачасовая экскурсия. Гид немного рассказала об истории открытия Долины, мы издали полюбовались гейзерной площадкой Витраж, запрудным озером, образовавшимся после известной природной катастрофы 2007 года, а также наблюдали извержение гейзеров Большой и Малыш, грязевые и паровые котлы (в т.ч. известные "Ноздри Дьявола"). К сожалению, Долина открыта для туристов далеко не вся, а перемещаться можно исключительно по специально проложенным деревянным настилам: шаг влево, шаг вправо карается... (впрочем, мы были настолько дисциплинированы, что не узнали чем).
Долина Гейзеров - гейзерная площадка Витраж
Затем был пятиминутный перелет в кальдеру Узон, где прошла вторая часть экскурсии. Нас сразу встретил суровый инспектор с ружьем, который сопровождал группу по ходу всей прогулки. Как оказалось, делает он это совсем не зря: к одной из предыдущих групп из-за головотяпства ряда туристов совсем близко сумел подойти медведь, которого пришлось отпугивать выстрелом из ракетницы. Медведя отпугнули, но при этом в духе старинных русских традиций сумели запалить заросли кедрача, да так, что тушить пришлось с помощью авиации :) Хотя своего первого медведя мы тоже увидели - правда, он был далеко, мирно пасся и не обращал на нас никакого внимания. Надо сказать, что ходят там эти зверюги, совсем никого не стесняясь:
Следы медведя, прошедшего вброд через озеро
Сама же кальдера представляет собой собой огромную впадину размером около 10 км, образовавшуюся на месте разрушенного вулкана. Нам удалось посмотреть лишь малую часть всего богатства, которое имеется в долине: несколько горячих озер, уникальный серный пляж, на который приходят лечиться звери, и множество горячих грязей.

Поход

День 1
Еще один перелет, и мы вместе со всеми вещами высадились на склоне вулкана Малый Семячик и начали подъем на него. Наверху нас ожидало сказочное зрелище: кислотное озеро внутри кратера вулкана (когда-то оно было светло-зелёного цвета, но из-за изменения характера вулканической деятельности немного изменило свою окраску)
Кратер вулкана Малый Семячик с кислотным озером
Вдоволь нафотографировавшись и прогулявшись по краю кратера, мы начали спуск вниз. Спускаться оказалось гораздо веселее, чем подниматься: по рыхлой вулканической породе можно буквально скользить на ногах, как на лыжах. И вот мы опять у наших вещей, распределяем продукты и палатки и ... поход начался. Планировалось до ночи дойти до ближайшей воды и там заночевать, но погода этим летом внесла свои коррективы даже на Камчатке: во всех местах, где Дима ожидал найти воду, её не оказалось. Пришлось остановиться в чистом поле и ночевать без воды. Мне, честно говоря, поначалу вспомнился известный анекдот про вводные, но объективности ради надо сказать, что до ближайшего ручья мы бы в этот день всё равно не дошли. Впрочем, воду на ужин и завтрак с успехом заменили свежие огурцы :) , а наличие красной рыбы вообще позволило забыть о всех мелких неурядицах.

День 2
Встав рано поутру, мы быстро перекусили, свернули лагерь и тронулись в путь. Ближайшей целью стала какая-нибудь вода, которая была найдена через пару часов на дне оврага. Правда, перед этим мы увидели нашего второго медведя на Камчатке: пришлось присесть и подождать (выслушав в это время рассказ Димы про медведя, который напал на группу в прошлом году), пока тот решит, что с нами делать. Наконец зверь нас учуял, встал на задние лапы, посмотрел и ... решил свалить от греха подальше. В общем-то, это типичное поведение медведей на Камчатке: немотивированную агрессию к человеку они проявляют крайне редко...
Итак, вернемся к воде. Очередным "культурным шоком" для нас, жителей Европейской части России, оказалось то, что воду на Камчатке можно пить буквально отовсюду: из ручьев, из мелких и крупных рек, из озер, из источников, причем без кипячения и всякой обработки. Вдоволь напившись и умывшись, мы стали готовить завтрак. Точнее, готовил всегда на протяжении похода (и всегда очень вкусно!) Дима, а мы лишь помогали ему в мелочах. Оказалось, что очаг можно сделать гораздо удобнее, чем просто воткнув в землю две рогатины и повесив на них перекладину. Три длинные жерзди ставятся пирамидой и связываются сверху веревкой, к которой привязывается ещё одна небольшая палка, а на неё в свою очередь подвешивается котелок. Вот так это изобретение коряков выглядит в действительности:
Позавтракав, мы с новыми силами двинулись в путь, который оказался уже гораздо сложнее: постоянно приходилось продираться с рюкзаками сквозь кустарник, при этом дополнительно поднимаясь и спускаясь по склонам кулуаров. По дороге нас ждал небольшой сюрприз,
Дима с черепом медведя
который после непродолжительного фотографирования в роли шлема был благополучно разобран на сувениры. В этот же день мы впервые столкнулись с переходом рек вброд. По рассказам "бывалых" :) я примерно представлял себе этот процесс, но одно дело слышать, а совсем другое - попробовать. Короче говоря, реки переходятся в повседневной походной одежде и обуви, которая потом сушится непосредственно на себе. И никаких переодеваний ) Всё, что не высохло по ходу, можно досушить (или сжечь, если усиленно хлопать варежкой) во время привала:
Варка супа и сушка носков
Поначалу это казалось немного непривычным, но стоит пару раз повторить - и на такие "мелочи" уже не обращаешь никакого внимания. Вообще, от всяческих благ цивилизации отвыкаешь достаточно быстро: к примеру, из всех столовых приборов вполне обходишься одной ложкой, а о вилке, ноже и чайной ложке (которых всё равно нет) начинаешь думать, как о каком-то ненужном излишестве.
Но день далеко не закончен и приключения были ещё впереди. Ближе к вечеру мы встретили первый водопад:
а потом случилось одно из тех, казалось бы, незначительных событий, которые сделали наше путешествие поистине незабываемым: карабканье вверх по склону по руслу горного ручья. Конечно, не так далеко виднелся более удобный подъем, но Дима был неумолим: "мы не ищем легких путей". Вот так нас напутствовали и уговаривали. То, что осталось скрытым за зарослями борщевика во время подъема, должно пройти тщательную цензуру перед тем, как попасть в рассказ, и на этот раз остаётся за кадром :) Вот уже почти как месяц с того вечера, но у меня до сих пор перед глазами арка из сплетающихся растений, в которую надо как-то пролезть с рюкзаком (в верхней части ручья, куда сумели добраться только Юля и я), почти отвесная скользкая стена, на которой абсолютно не понятно, за что же зацепиться, и вода, текущая навстречу. Но вот худо-бедно все оказались наверху, и мы уже фотографируемся на краю того самого водопада.
Но приключения ещё и не думали заканчиваться. Немного погодя обнаружился ещё один холодный водопад, в котором всем было предложено искупаться. Впрочем, после недавних событий это казалось уже вполне нормальным, и многие с Диминой помощью даже смогли попасть в небольшую пещеру за стеной воды:
Купание в водопаде
День близился к концу, когда мы добрались до места предполагаемого ночлега рядом с бывшей сейсмостанцией. Разбивка лагеря, ужин под периодический громкий гул, издаваемый действующим вулканом Карымский (пару раз удалось даже наблюдать красное свечение на вершине, которое давали раскаленные выбрасываемые камни), и крепкий-крепкий сон.

День 3
После завтрака мы принялись осматривать заброшенную сейсмостанцию "Карымская". Было время, когда она действовала на постоянной основе, но на новый 1996 год случилось нечто неожиданное: началось крупное извержение вулкана, которое "наблюдатели" по вполне объяснимым причинам про... (окончание предлагаю подобрать читателю). С тех пор станция на постоянной основе не обитаема, но изнутри всегда можно чем-то поживиться. Шоколадной пастой мы побрезговали (шёл всего лишь третий день и из нас ещё не выветрились остатки цивилизации) - но к концу похода такой шанс мы бы, конечно, не упустили (по аналогии с известным анекдотом: "Нутеллу"? Растаявшую? Из открытой банки? С просроченным сроком годности? - Конечно, буду!")
Наш дальнейший путь лежал на берег Карымского озера. По дороге для полноты впечатлений  мы дружным строем прошагали по болоту и совсем скоро остановились у Карымских горячих источников. Непосредственно на берегу реки огорожена небольшая "ванна", в которую непрерывным потоком прямо из-под земли поступает горячая минерализованная вода. Рядом находится эксклюзивная модель раздевалки: в ней есть стены и дверь, но у двери практически нет нижней половины :) Впрочем, это не помешало нам уже буквально через 5 минут погрузить свои грязные истерзанные тела в целебную воду и предаться блаженству и неге на ближайший час.
Купание в Карымских горячих источниках
Однако, ничто не вечно под Луной: согревшись и расслабившись, мы двинулись дальше. Впереди было анонсировано купание в теплом водопаде, но туда, как оказалось, ещё надо было как-то попасть. Надо сказать, что Дима нас заранее предупредил за ужином: "завтра придётся лезть на скалу по верёвке".  При этом перед глазами сразу встала высокая отвесная скала, тонкая веревка и отсутствие всякой страховки (так как в нашем походе об этом слове мы совсем забыли :) ). Предложенная альтернатива - оплыть скалу кругом - тоже не внушала особого оптимизма. Но на деле всё оказалось совсем не так страшно, а сам подъем прошёл весьма шустро и довольно буднично: никто даже не сделал попытки упасть в реку )) Зато эти мелкие трудности с лихвой окупились купанием в тёплом (от того, что в реке встречается много горячих источников) водопаде:
Купание в теплом водопаде
Но самое главное ещё ждало нас впереди. Совсем скоро мы вышли к красивейшему Карымскому озеру, на берегу которого и разбили лагерь. После обеда состоялась экскурсия к гейзерам и фумаролам: причём в отличие от Долины Гейзеров всё можно было посмотреть буквально с одного метра и при желании даже потрогать. Обратный путь нам украшал какой-то совсем нереальный вид на извергающийся Карымский вулкан.

Дни 4 и 5
Можно описать одним словом: "шли". Шли через перевалы, ручьи и реки, перелески и леса, тундру. Шли, превознемогая усталость и даже боль. Шли, и в результате выполнили "пятилетку за четыре года", за что в итоге были вознаграждены (чуть было не сказал значком "Ударник пятилетки") полноценной днёвкой.
Утро началось с завтрака и купания в чистом и холодном озере,  а затем начался штурм первого нашего крупного перевала, на  середине которого мы попрощались с гостеприимным Карымским озером.
Со свежими силами наверх удалось подняться  довольно быстро: главное при этом - пореже останавливаться на привалы. Там, увидев вдали пасущихся медведей, мы решили последовать их примеру и взобрались на ближайший пригорок, чтобы полакомиться голубикой (с этого момента и до конца похода ягоды встречались нам чаще и чаще), и лишь затем, дождавшись остальную часть группы, начали спуск по кулуару, где случилось первое (и, к счастью, единственное) прямое боестолкновение с медведем. Далее со слов очевидца: "Мы [Дима и Вася] шли по дну кулуара, в этот момент его начала переходить поперек медведица с медвежатами. Обычно медведи в этом случае разворачиваются и уходят, но только не в этот раз. Зверюга подняла переднюю лапу и пошла прямиком на Диму, очень тяжело [так, что даже слышали отставшие на 50 метров участники группы] дыша. Дима издал ужасающий душу крик "Пошёл! Пошёл!" и начал кидать в медведицу камнями (до ракетницы времени добраться уже просто не хватало), после чего она начала отступать и, последний раз оглянувшись и окинув нас тяжёлым взглядом, ушла обратно...". Больше в этот день ничего особо запоминающегося не произошло. Лишь во время обеда почувствовалось легкое покачивание земли - это были отголоски произошедшего совсем далеко землетрясения.  Ближе к вечеру мы перешли реку Кедровая и, так как останавливаться рядом с ней было достаточно опасно из-за большого числа медведей (а после случившегося это было весомым аргументом), прошли ещё немного и разбили лагерь на берегу небольшого озера.
Почти весь следующий день был посвящен переходу через казавшуюся бесконечной тундру. Небольшое оживление в этот унылый (ещё и из-за сумрачной погоды) процесс вносило декларирование вслух стихов не столь известных широкой публике поэтов Дмитрия Быкова и Игоря Иртеньева. Впрочем, вскоре мы занялись более прозаичным делом - сбором откуда не возьмись появившихся в большом количестве грибов, которые в дальнейшем были с аппетитом съедены во время обеда.
Грибы, собранные по дороге через тундру
Уже смеркалось, когда мы спустились к реке Жупанова. В отличие от предыдущих рек, вброд её перейти представлялось проблематичным, поэтому нас переправили на моторных лодках с находящейся на противоположном берегу базы. Впервые за пять дней мы попали в настоящую цивилизацию: с людьми, со "спальней", роль которой сыграла летняя столовая, туалетом, очагом для приготовления пищи и оборудованными горячими источниками, находившимися буквально под боком. Туда-то мы и направились уже заполночь, и, просидев почти час в волшебной минерализованной воде, я почувствовал себя абсолютно счастливым человеком.

День 6
Наступившее воскресенье без всякого сомнения можно было назвать "рыбным днём". После завтрака Дима показал нам, как рыбачить с помощью спиннинга (за исключением пары опытных товарищей для всех остальных это было в новинку). Буквально несколько забросов, и, о чудо!, мы уже фотографируемся с первыми пойманными гольцами:
С уловом
А дальше наступил праздник желудка в нескольких действиях. Рыбалка продолжилась чуть выше по реке, и тотчас же из свежепойманной рыбы
была сварена вкуснейшая уха, а из собранной неподалеку жимолости - компот. Практически сразу после возвращения на базу мы отправились... правильно, на новую рыбалку. Чтобы добраться до нужного места, пришлось перейти бурную ледяную речку: но эта мелкая неприятность с лихвой была компенсирована богатым уловом и последовавшим ужином в виде огромного количества рыбы, жаренной на решётке и запеченной в листьях шеломайника. Закончился день, как и предыдущий, философской беседой в горячих источниках.

Дни 7 и 8
Утро, как обычно, началось с завтрака. На этот раз, помимо молочной рисовой каши, кушать которую пришёл даже местный паук, в нашем меню числилась свежеприготовленная икра гольца, которой оказалось настолько много, что после того, как все съели по бутерброду, оставалось ещё больше половины миски. Так и пришлось добровольцам её доедать. Ложками. Столовыми.
Женя ест икру ложками
Выйдя на берег, мы обнаружили, что все эти дни находились рядом с красивейшим Жупановским вулканом:
Жупановский вулкан
Но всему хорошему суждено заканчиваться: разложив по рюкзакам новую порцию продуктов и попрощавшись с гостеприимными хозяевами базы, мы двинулись дальше - впереди нас ждали двухдневный марш-бросок вокруг вулкана Дзензур и легендарная Налычевская долина.
Очередной обеденный привал было решено устроить у охотничьего домика. Дима достал хранившийся в избущке промысловый дневник и немного нам его почитал. Надо сказать, что быт местных охотников особым разнообразием не отличался. Судите сами: "1.12.96 г. Утром сильный снег. Вечером снег. 2.12.96 г. Утром ясно, пошёл вверх по ключу. Вечером тихо, ясно. 3.12.96 г. Утром ясно, пошёл вверх по ключу. Вечером ясно, тихо." Ну и так далее в том же стиле. Иногда, правда, ещё встречались записи о добыче в духе: "добыл норку" или "добыл соболя".
Ближе к вечеру мы поднялись на перевал, откуда открылись потрясающие виды на вулканы Жупановский и Дзензур и необычное камчатское небо, а затем, пройдя почти до самой ночи по тундре, разбили лагерь на берегу небольшого талого озера, где поутру перед нашими глазами предстала абсолютно нереальная картина. Без комментариев...
НЛО
При спуске к рече Чаявая состоялась встреча с медведицей и тремя медвежатами. Причем заметили мы их достаточно поздно: пришлось быстро снимать рюкзаки и выбирать себе "по берёзе" на тот случай, если зверь захочет познакомиться с нами поближе. Но медведи не проявляли к нам никакого интереса: мирно паслись, купались и забавно чесались о берёзу. Там же вдалеке мы заметили пришедшего на водопой северного оленя, но, пока подбирались к нему поближе, чтобы получше сфотографировать, тот успел уйти. Ну что с него взять: олень он и есть олень, пусть даже и северный.
Последний затяжной спуск по дну ущелья, где пришлось по много раз перепрыгивать с одного на другой берега ручья, плотно заросшие шеломайником, а порой и идти непосредственно по воде, и мы вышли на Таловский кордон. На этом "дикая" часть похода практически закончилась: между основными объектами Налычевской долины проложены тропы, через ручьи и речки наведены мосты,  имеются специально оборудованные места для привалов и ночлегов (в т.ч. и домики, от которых мы, впрочем, отказались). Цивилизация, одним словом.
Но впереди был ещё целый вечер. Едва побросав рюкзаки и получив от смотрителя памятки (в которых особенно забавно смотрелись правила поведения при встрече с медведями), мы отправились отмокать в горячие источники, где чуть не были оштрафованы местным блюстителем нравственности на 1.5 т.р. за нарушение дресс-кода :)
Купание в Таловских горячих источниках
Сюда же мы вернулись уже ночью после ужина и долго-долго сидели, любуясь видом звёздного камчатского неба и загадывая желания.

День 9
Совершив трёхчасовой переход с купанием в Бабьем (интересно, почему?) озере, мы оказались в сердце Налычевской долины. Здесь уже чувствовалось полноценное влияние цивилизации: в частности, имелся магазин, спутниковый телефон и куча отдыхающих, проживающих в домиках. Оставив вещи, мы отправились купаться на одну из "луж", где кроме всего прочего имелись лечебные грязи. Сия экзотика, правда, поначалу большого воодушевления не вызвала, но дурной пример, как известно, заразителен: вслед за первопроходцами туда потихоньку перебрались и все остальные.
В горячих лечебных грязях
После обеда (на который в дополнение к обычной походной пище были куплены аж целых два вафельных торта и приготовлена (протёрта с сахаром) только что собранная  жимолость) состоялось ещё одно лечебное(?) купание в другой "луже", а затем мы пошли осматривать местные достопримечательности: грифон Иванова (небольшая, казалось бы, воронка в земле, заполненная горячей водой, имеющая на самом деле глубину 200 м) и  термальную площадку Котёл, с которой открывались потрясающие на виды на Авачинский и Корякский вулканы.
Больше ничего особо интересного здесь не было и, отказавшись от предложения заночевать в домиках, на ночь глядя мы отправились в дальнейший путь.

Дни 10 и 11
Уже чувствовалось, что поход неумолимо приближается к концу. Путь пролегал исключительно по тропе, на которой нам периодически встречались другие группы туристов. Оставалось преодолеть последний крупный перевал - Пиначевский,
На Пиначевском перевале
а дальше дорога шла вниз уже практически всюду. На следующий день после последнего двухчасового перехода мы вышли в поселок Пиначево, где нас уже ожидала машина, чтобы отвезти в город. В этот день ещё было купание в горячих радоновых источниках (чередующееся с окунанием в ледяное (4 градуса) озеро), и мини-пир в гостях у Димы, но это уже совсем другая история :)

Позади 250 километров пути, леса и тундра, вулканы и гейзеры, озера, ручьи и реки, горячие источники, водопады, красная рыба и икра, голубика, жимолость и шикша, медведи ... список, наверное, можно продолжать бесконечно... и море незабываемых впечатлений на всю оставшуюся жизнь.

Вулканы

Наверное, невозможно побывать на Камчатке, и при этом не подняться хотя бы на один из её известнейших вулканов. Не стали исключением и мы: в планах на ближайшие дни значились аж целых три: Авачинский, Горелый и Мутновский. Вставши рано поутру, мы на двух машинах отправились на первый из них. Совсем скоро "хорошая" асфальтовая дорога кончилась и началась полуразмытая грунтовка - тут-то и стало понятно, зачем, на самом деле, нужны внедорожники. Примерно через час такого пути показалась небольшая база, откуда обычно и начинается восхождение. Нам предстояло подняться на высоту 2700 м (с начальной точки немногим ниже километра). Сразу скажу, что конечная цель достигнута не была, но сам процесс запомнился надолго. Впрочем, обо всем по порядку. Первые несколько сотен метров не предвещали ничего экстремального: небольшой ветер и изморось казались чем-то совсем несущественным. Воодушевление придавали ещё и разговоры о царящей на малой родине больше месяца сорокаградусной жаре и нашем "привилегированном" положении по сравнению с оставшимися дома.  Однако по мере подъема ветер и дождь постепенно усиливались, и тут я первый раз пожалел об отсутствии непромокаемых штанов: то, что было надето на мне, безнадежно промокло сначала с подветренной стороны, а позже и всё целиком. Периодически попадавшиеся навстречу люди тоже не добавляли оптимизма: они в один голос говорили, что наверху делать нечего, ибо там дует жуткий ветер. Но мы упорно шли и шли вверх, а ветер между тем действительно временами усиливался до никогда невиданной мной ранее силы. Упорства (или упрямства :) ) пробираться через этот кромешный ад хватило в итоге не всем - двое решили вернуться. Но то, что испытали они, было ещё только цветочками... Вскоре показалось условно защищённое камнями от ветра место, где мы устроили небольшой привал с чаепитием и даже фотосессией.
Привал на высоте 1800 м
После непродолжительного совещания было решено приступить к финальному штурму. Я, честно говоря, думал, что дальше усиливаться ветру просто некуда - но это оказалось жестоким заблуждением. Совсем скоро фраза "ветер сносит с ног" стала восприниматься вполне буквально: при подъёме на конус вулкана временами приходилось останавливаться и либо наклоняться под углом к земле, либо просто приседать. Наконец на высоте ~2200, когда продолжать восхождение стало уже просто опасно, всё же решили идти назад. Обратная дорога тоже прошла весело: мы спускались не по тропе, а по ущельям, в которых было гораздо спокойней в плане ветра, зато местами встречался хитро спрятанный под слоем ветра лёд - стоит чуть зазеваться, и уже скользишь как по наждачке вниз на пятой точке. А кое-где встречались даже целые снежники и настоящие ледяные пещеры
На Авачинском вулкане
Прошло где-то пять часов с казавшегося уже таким далёким начала подъема, и мы опять  на той самой базе, откуда всё и начиналось. Перед тем, как окончательно уехать обратно в город, состоялось знакомство с местной фауной в лице камчатских сусликов - евражек. Зверьки, проживающие в окрестностях базы, практически не боятся человека: немного постояв для приличия в сторонке, они подходили и брали печенье прямо из рук и даже изо рта.
Кормление евражек
На следующий день мы отправились в двухдневную вылазку на вулканы Горелый и Мутновский. Кроме всего необходимого добра в виде палаток, газовой горелки и небольшого количества еды в машину был загружен арбуз (он сыграл одну из главных ролей в событиях описываемого дня). Сделал я это, по-видимому, не совсем удачно: при первом же перекладывании вещей сей фрукт выпрыгнул на асфальт и издал громкий "хрумс" "Оопс", - подумали мы, но решили сразу его не выкидывать. После трехчасового пути мы оказались на плато неподалеку от действующего вулкана Горелый, и там во время доставания нужных вещей из багажника злосчастный арбуз был уронен второй раз - мало того, что он практически раскололся на две половины, так ещё и извалялся при этом в земле. Но и тогда мы решили его пощадить.
Впрочем, оставим на время арбуз и перейдем к вулкану. История с ветром и дождем повторилась и здесь с той лишь разницей, что подняться на вершину в итоге нам всё же удалось. Особенно запомнилось прохождение по узкой кромке кратера шириной около метра под шквалистым ветром.
Подъём на вулкан Горелый
Дополнительный "шарм" ситуации придавали ядовитые испарения: дышать приходилось через толстовку или перчатку. Но тут получалось как в известной сказке про журавля, "хвост вытащил, нос увяз": пока плотно удерживаешь самодельный "респиратор" около рта, мгновенно околевают руки :) Вот примерно в таком духе мы и добрались до вершины вулкана, обозначенной специальным столбиком.
На вершине вулкана Горелый
Особенного желания стоять на пронзающем ветру не было, и мы отправились к главному кратеру. К сожалению, из-за облачности увидеть вулканическую активность на дне не удалось, зато очень хорошо получилось её услышать. Дальнейший путь напомнил мне путешествие по какой-то чужой планете: кажущаяся бесконечной серая равнина, туман, из-за которого еле видно идущего впереди на расстоянии в 10 метров человека, и постоянный громкий гул... Изрядно промерзнув и промокнув, мы вернулись в лагерь с надеждой там согреться, но это удалось лишь отчасти. Ветер на плато был немногим слабее ветра на вулкане, дуги в поставленных палатках временами выгибались вовнутрь. Совсем не согревали и мысли о предстоящей ночи с температурой чуть выше нуля и не собирающимся заканчиваться ветром. В итоге, все забрались греться вдевятером в одну машину, и, казалось, уже ничто не могло нас оттуда выманить наружу. Ничто, кроме того самого арбуза :) Получившаяся в итоге картина явно выходила за пределы разумного: на ледяном ветру сидит четвёрка явно замерзших людей (три девушки и я), закутавшихся во всю имеющуюся одежду, и с аппетитом уплетает столовыми ложками грязный растрескавшийся арбуз... Когда мы отправились спать, то выяснили, что в палатке немногим теплее, чем на улице - пришлось залезть в спальник в одежде и целиком в него упаковаться, как в кокон.

Испытания последних двух дней не обошлись просто так - на последний из планируемых вулканов (Мутновский) мы отправились лишь всемером. Путь пролегал через красивейшую равнину,
снежники, довольно крутые подъемы, щедро усыпанные острыми и крупными камнями, луга, на одном из которых проживали довольно злобно выглядящие суслики. В результате удалось забраться достаточно далеко - это сильно сократило пешеходную часть маршрута и позволило увидеть всё самое интересное до того момента, как погода начала портиться.  Стоило пройти буквально несколько сотен метров, чтобы увидеть великолепную картину, на фоне которой удалось сотворить мини-фотошедевр.
Вася на вулкане aka Мутновский монахЪ
После небольшого подъема открылся потрясающий вид на отливающий светло-голубоватым цветом ледник, перед которым действовали крупные фумаролы,
а ещё через пару сотен метров показался нижний кратер вулкана. Чего там только не было:  кипящие грязи, ядовито-жёлтые фумаролы, растаявший ледник необычно правильной формы, разноцветные как стёкла в калейдоскопе камни. Впрочем, мы не стали здесь надолго задерживаться и отправились к главной цели - верхнему кратеру. Вообще говоря, организованные группы туристов туда не допускаются - это считается слишком опасным, но нам ли об этом говорить :) Постепенно все спустились по верёвке вниз и собрались около красивого фумарольного поля. Ещё один небольшой спуск и мы оказались в активной части кратера
и даже потрогали руками самую мощную фумаролу. Пока все поднимались, я успел поговорить с оказавшимися неподалёку участницей и одним из руководителей вулканологической школы, которые популярно объяснили мне, в чём заключается отличие вулканологов от туристов: "вулканологи знают, что спускаться в кратер крайне опасно, так как Мутновский извергается безо всякого предупреждения; туристы же ничего не знают и лазят куда ни попадя сломя голову". Хорошо всё-таки, что мы туристы, а не вулканологи :)
На обратном пути в город нас ещё ждал водопад Опасный с настоящей радугой и начинающимся от него каньоном, ледяная пещера
Лёша выбирается из ледяной пещеры
и купание в Верхних Паратунских горячих источниках.

Сплав

Следующие три дня нашего путешествия прошло в сплаве по реке Быстрой. Для многих мероприятие подобного рода было в новинку - поэтому первые несколько часов рафт двигался преимущественно галсами, а постоянные ленивые переругивания между правым и левым бортами заставили Лену вспомнить двух известных персонажей из анекдота. Наконец было решено грести лишь при необходимости, и без посторонней помощи рафт сразу же пошёл гораздо прямее. Ближе к вечеру мы начали искать стоянку для ночлега и в результате выбрали абсолютно дикое место: пришлось вооружиться веслами и аки косами вырубать заросли борщевика и шеломайника. На ужин нас ждала вкуснейшая уха из наловленной Димой за день красной рыбы. И вообще весь сплав прошёл, на мой взгляд, в атмосфере постоянного обжорства :) : постоянно раздававшееся "ну что, по камбале" (по жирной вяленой буквально тающей во рту камбале), по печенью, по сухарикам, по семечкам... Ну и, конечно, рыба, рыба, рыба. На второй день кроме гольца начала ловиться ещё и микижа (радужная форель) -  удача особо улыбалась Лене -
Рекордный улов
и на обед был приготовлен кулинарный шедевр: улов нарезали небольшими кусочками и потушили вместе с картофелем и найденной на месте очередного привала морковью. Вот так это кушанье выглядело на этапе готовки:
Последний день сплава запомнился сразу несколькими вещами. Во-первых, на реке встретились пороги, прохождение которых внесло явное оживление в наш немного однообразный маршрут. Во-вторых, на нерест пошла горбуша, несколько штук которой (тсс!!!) мы даже выловили.
И в-третьих: в фирме, представители которой должны были нас забрать, ошиблись с датой на один день - впереди предстояло несколько часов ожидания у костра за чаем, разговорами о работе и поеданием остатков сгущенки с паучьими лапками 8) из неподалеку найденной недопитой банки.

Рыбалка на Тихом океане

После позднего возвращения со сплава и не менее позднего подъема нам предстоял ещё один вид рыбалки - на этот раз на Тихом океане. Но запомнилась в этот день не только и не столько сама рыбалка, а сколько поездка на рафте по Авачинской бухте и открытому океану. Поначалу всё было более-менее прилично, но по мере удаления от берега брызги и ветер становились сильнее, и одежда начала неотвратимо промокать. А рафт между тем всё резвее и резвее прыгал по усиливающимся волнам: вместе с ним прыгали и мы. Особенно весело было Жене: он прыгал вместе с массивным ящиком с продуктами, на котором сидел. Вот в такой манере мы и добрались до предполагаемого места рыбалки, на котором, правда, рыбы не оказалось - пришлось перебираться на новую точку, где начали ловиться камбала и ленок.
Нина с уловом
Чуть позже мы пристали на берег небольшой бухты и, пока Дима с Васей продолжили рыбалку, все остальные пытались обсохнуть и согреться у костра. Что впрочем оказалось бесполезным: обратная незабываемая поездка на "скачущем" рафте вернула всё на свои места.

Эпилог

Последний день перед отъездом начался с посещения сувенирных магазинов, после чего мы отправились на побережье Тихого океана. Это второй океан, который я видел в своей жизни (первым был Атлантический в Португалии), и он произвел на меня гораздо более сильное впечатление. Чёрный вулканический песок, шумно накатывающиеся на побережье волны и широкий берег, простирающийся в обе стороны до горизонта, создают ощущение безграничной свободы - здесь можно просто бродить часами и это ни сколечки не надоест.
На берегу Тихого океана
Почти все не упустили шанса искупаться: кто-то по-настоящему, а кто-то зайдя по колено в воду... Побыв здесь около часа, мы уехали купаться в термальный бассейн, а в заключение дня состоялись "прощальные" шашлыки на берегу одной из речек и поедание тортов у Димы дома глубоко за полночь.

Всему хорошему, к сожалению, рано или поздно предстоит заканчиваться - вот и наступил день отъезда. Последний взгляд на вулканы из здания аэропорта, посадка в самолет и... до свидания, Камчатка! Я ещё сюда обязательно вернусь!

Благодарности

Я уверен, что путешествие никогда бы не стало таким впечатляющим, если бы не наш инструктор Дмитрий Петровский (http://www.kamchatgorizont.ru/). Дима, спасибо тебе за этот незабываемый поход по диким местам Камчатки, за постоянное подбадривание нас в моменты усталости, за вкусную еду, за гостеприимство, за ... (список можно продолжать очень долго). Удачи во всём!

1. В Касперским не встречались? Он там же где-то бродил. Правда от горы к горе на хеликоптере передвигался.

2. Прочитал, и тоже очень захотелось. Знал что там клево, но после такого рассказа туда хочется в двойне:)

3. Удивительно захватывающий, "взахлеб" написанный сочными красками недавнего счастья уникальный рассказ о необыкновенной Земле Камчатской! Спасибо автору!
    И еще. Это прекрасная реклама интереснейшему путешествию, а также гимн гиду-профессионалу! И только смелым под силу такое! Так держать ребята!

4. Lesha, u tebya zamechatel'niy slog!
    Novyh priklyucheniy i novyh rasskazov!